В
пожарно-прикладном спорте, как и во многих других - необходимо учитывать индивидуальные особенности
занимающихся (возраст, состояние здоровья, уровень физической
подготовленности) и условия, в которых проходят занятия и тренировки. Личность
спортсмена, его характер, уровень знаний, его трудовая, общественная
деятельность и быт находятся в тесной связи со
спортивными результатами. С другой стороны, систематические занятия спортом так
же помогают развитию лучших качеств человека — смелости, выносливости, воли,
силы.
Одним
из основных вопросов методики тренировки является формирование двигательных
навыков. Чтобы успешно применять методические приемы, способствующие лучшему
развитию этих навыков, нужно знать закономерности их формирования.
Ключем
к пониманию природы двигательного навыка является учение И. М. Сеченова и И.
П. Павлова об основных закономерностях высшей нервной деятельности. Согласно
их учению двигательные навыки образуются в результате формирования динамических
стереотипов.
Процесс
формирования спортивного двигательного навыка разделяют на три фазы: 1)
образование навыка; 2) уточнение и закрепление навыка; 3) совершенствование
навыка.
Образование навыка включает в себя создание общего представления об
изучаемом движении или приеме (путем показа и объяснения)
и первоначальное овладение движением.
Фазу образования навыка, одну из
самых ответственных, рассмотрим на примере выбрасывания штурмовой лестницы.
Знакомя с упражнением, спортсмену (независимо от его физической подготовки)
рекомендуют подхватить лестницу левой рукой за правую тетиву между 7-й и 8-й
ступеньками, правой рукой — над 5-й и т. д. Дальнейшее совершенствование дает
возможность выполнять подвеску лестницы в очередной этаж за три приема, а потом
и за два.
Короткие команды, доходчивые
объяснения, четкий показ приемов, интересное проведение занятий способствуют
лучшему закреплению материала. Главное внимание необходимо уделить выполнению
конкретных задач: соединение головок рукавов, переход с подоконника на
штурмовую лестницу, финиш в окно 4-го этажа и т. д.
Очень важно при объяснении и показе
выделять главное, чтобы обучающийся ясно и отчетливо представлял, что и как он
должен делать в каждом конкретном случае.
Упражнение, как правило, сначала
показывает тренер. Первый раз в обычном темпе, затем, по возможности, в более
медленном со счетом, выделяя основные фазы или элементы движения. В конце
занятия важно установить необходимый ритм выполнения упражнения.
В период образования навыка нужно
создать наиболее благоприятные условия для занятий (погода, качественное
пожарно-техническое вооружение), чтобы не мешали посторонние раздражители, все
внимание должно быть сосредоточено на отрабатываемом элементе. Занятия можно
проводить индивидуальным или индивидуально-групповым методом.
Во второй фазе происходит закрепление навыка, устанавливаются
основные временные связи. Одновременно уточняются стереотипы, появляются новые
элементы.
Спортсмен самостоятельно должен
проанализировать свои движения, определить ошибки, задача же тренера —
наставлять его на верный путь. Чем лучше будет осознан элемент навыка, тем
красивее и слаженнее станет движение.
Дальнейшее совершенствование
приемов, их автоматизация не снижает роли сознания. Подготовленный спортсмен в
любой момент всегда в состоянии сосредоточить внимание на каждом элементе
движения и выделить его из всех. Даже при выбрасывании штурмовой лестницы в
следующий этаж, которое длится 0,8—1,1 сек, нужно уметь проконтролировать
движение и исправить его, если лестница пошла вверх не под тем углом.
Неосознанное движение не может быть
расчленено на элементы, оно воспринимается всегда слитно. Иногда при подъеме
по штурмовой лестнице в окно 3-го или 4-го этажа, спортсмен, правильно начав
упражнение, не может одновременно захватить правой рукой за 11 (13) ступеньку
и прыгнуть на 9-ю, попадает ногой в тетиву или в ступеньку, что сбивает темп.
Значит слитное движение до конца не осознано и не усвоено.
Совершенство достигается не просто
путем многократного повторения одного и того же движения. Очень важно добиться
активного воспроизведения различных элементов движения. Материал, изучаемый
на одном занятии не должен быть количественно большим, непосильным для
запоминания.
При закреплении навыка необходимо предупреждать
появление ошибок. Если они все же будут иметь место, необходимо прекратить
закрепление навыка и как можно скорее устранить их соответствующими
упражнениями.
Чтобы закрепить движение, надо
приучить спортсмена постоянно выполнять все его элементы. Большое значение
имеют контрольные тренировки, выступления на других площадках при непривычных
условиях.
Третья фаза — совершенствование навыка.
Выполняемое движение и развитие
устойчивости динамического стереотипа осваиваются здесь более глубоко.
При совершенствовании двигательного
навыка, в результате взаимодействия различных анализаторов, достигается более
полное и точное дифференцирование отдельных деталей движения. Оно выражается в
развитии специфических ощущений (чувство партнера, лестницы, времени и т. д.).
Дальнейшее совершенствование
двигательных спортивных навыков идет за счет развития силы, быстроты,
выносливости, ловкости. Однако эти качества развиваются не всегда параллельно:
одни из них могут быть развиты лучше, другие — хуже. При этом перестраивается
деятельность не только двигательного аппарата, но и всего организма.
Учитывая единство обучения и
тренировки, следует заметить, что методы обучения больше применяются при первых
двух фазах, при третьей же — преобладают методы тренировки.
Итак, с приобретением навыка:
1)
воспитывается
привычка к высоте;
2)
улучшаются
способы передвижения, уменьшается количество ошибок, отклонений от правильного
подъема по лестницам, преодоления препятствий;
3)
развивается
тонкая координация движений, умение управлять телом, что обеспечивает
согласованную деятельность всего двигательного аппарата, слитность движений;
4) уменьшается время, необходимое для
выполнения движений, увеличивается их темп (частота);
5) нервные процессы при выполнении движения
протекают подвижнее, уменьшается затрата энергии, мышечные усилия становятся
менее продолжительными и более эффективными;
6) появляется уверенность, непринужденность в движениях,
легкость.
В основу методики спортивной тренировки входит:
1.
Учет индивидуальных
особенностей занимающихся, который предусматривает различную степень нагрузки.
2.
Постепенное,
равномерное увеличение объема и интенсивности тренировочных занятий и
количества тренировок в неделю, месяц, год, подготовка организма к возрастающим
спортивным нагрузкам.
При достижении высокой
степени тренированности в некоторых случаях допустимо резкое изменение
интенсивности и характера нагрузки.
Такие физические
качества, как быстрота, сила, ловкость и выносливость, развиваются при частом
повторении упражнений, постоянном увеличении нагрузок. Сердечно-сосудистая,
дыхательная и другие системы организма человека легко приспосабливаются к этим
изменениям и обеспечивают нормальную работу мышечно- связочного аппарата.
Количество
учебно-тренировочных занятий в неделю определяется степенью подготовки,
квалификацией спортсмена. Мастерам спорта и спортсменам первого разряда
необходимо тренироваться пять-шесть раз в неделю, второго и третьего разрядов
— от трех до четырех раз. Подготовленный спортсмен не должен бояться больших
тренировочных нагрузок. В состоянии возбуждения человек может переносить
нагрузки выше обычных.