Рост мастерства
тесно связан с совершенствованием методики спортивной тренировки и, в
частности, с рациональным планированием.
Спортивная
тренировка, как педагогический процесс, только тогда приводит к значительным
успехам, когда она правильно организована, проводится по плану и по
определенной системе, в строгом согласовании с поставленными целями и задачами.
Круглогодичный учебно-тренировочный процесс может быть успешно осуществлен
только при хорошо продуманном планировании и учете.
Тренировка
спортсменов разной квалификации осуществляется на основе группового или
индивидуального перспективного планирования на ряд лет и конкретного
планирования занятий (с учетом местных условий) на малый срок (как правило, на
год, месяц и неделю). Планирование на ряд лет должно строиться с учетом
круглогодичных занятий. Цель такого планирования — наметить задачи, средства,
методы и ход педагогического процесса по годам.
Различают
несколько видов планирования:
а) перспективное — на несколько лет;
б) текущее — на один год;
в) оперативное — на месяц и неделю.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Перспективное
планирование тренировочного процесса по пожарно-прикладному спорту получило
распространение лишь в последние годы. Доказано, что только многолетняя
непрерывная тренировка создает условия для всесторонней и специальной подготовки
спортсмена.
Перспективный
план может составляться как для группы, так и для одного спортсмена. Для группы
планируются лишь общие для всех установки, указывается направление работы по
годам.
Мастером стать
можно только при умелом сочетании теории и практики. Поэтому в планах должно
быть отражено и то и другое.
Индивидуальный
перспективный план конкретизируется применительно к каждому спортсмену в
соответствии с его условиями работы или учебы, подготовленностью,
возможностями и т. д.
В индивидуальном
перспективном плане должны быть указаны:
1.
Краткая
характеристика спортсмена, его техническая, физическая и волевая подготовка,
достижения в пожарно-прикладном спорте.
2.
Спортивно-технические
результаты по годам.
3.
Цель
и основные задачи многолетней тренировки.
4.
Продолжительность
подготовки и ее периодизация.
5.
Основные
(важнейшие) соревнования в планируемом периоде тренировок.
6.
Основная
направленность тренировочного процесса и контрольные нормативы по отдельным
видам пожарно-прикладного спорта (штурмовая лестница, 100-метровая полоса и
др.).
7.
Схема
распределения нагрузок.
8.
Контрольные
нормативы по общей физической подготовке.
В соответствии с
перспективным планом составляются годовые графики тренировок, каждый из которых
должен иметь определенную направленность и последовательность в решении указанных
задач.
Первый
год
обычно характеризуется наибольшим объемом разнообразных средств, применяемых
для развития общих и специальных физических качеств, для приобретения прочных
технических навыков и умений.
Во
втором году
в зависимости от индивидуальных особенностей и степени подготовленности
спортсмена или группы спортсменов может быть поставлена задача — в
совершенстве овладеть техникой работы с пожарно-техническим вооружением и выполнить
норму мастера спорта СССР. Вместе с тем, развиваются общефизические,
специальные и волевые качества.
На
третьем году
к спортсмену предъявляются еще более высокие требования:- совершенствование
техники, стабильность результатов на штурмовой лестнице, 100-метровой полосе,
мастерское владение пожарно-техническим вооружением и активное участие в
соревнованиях.
ТЕКУЩЕЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
При составлении
индивидуального годового плана намечаются основные периоды тренировки,
ставится определенная цель в устранении недостатков, достижении новых
спортивных результатов. Годовой план способствует более оперативному решению
задач, поставленных перед спортсменами на сезон.
В отдельных
спортколлективах составляют план тренировок на полгода, квартал. Обычно это
связано с подготовкой к крупным соревнованиям. Подобное планирование мешает
спортивному росту. В таких случаях, как правило, не хватает времени для
углубленного овладения техникой пожарно-прикладного спорта (а тем более
совершенствования), для дальнейшего развития физических качеств. Подготовка к
соревнованиям вынуждает уделять больше внимания специальной подготовке.
Сокращенные сроки цикла не позволяют увеличить объем нагрузки или же толкают
на путь форсированной тренировки. Это отрицательно сказывается на росте
спортивных показателей, а также здоровье спортсмена.
Круглогодовую
тренировку условно делят на три периода: подготовительный, соревновательный и
переходной. Они увязаны со временем года и календарем спортивных соревнований.
В плане
круглогодовой тренировки нужно учитывать:
1)
всестороннюю
физическую подготовку и повышение уровня технического мастерства;
2)
условия,
в которых будет проходить тренировка;
3)
анализ
достижений и срывов, индивидуальные возможности спортсмена, состояние здоровья,
условия быта, труда, учебы;
4)
морально-волевую
подготовку.
ОПЕРАТИВНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Оперативное
планирование (месячное, недельное) составляйся для решения ближайших
конкретных задач.
Индивидуальный
месячный план должен быть увязан с годовым, необходимо также учитывать
метеорологические условия. При составлении программного материала исходят из
последовательности его прохождения, конкретных условий проведения тренировок.
При составлении
недельной схемы необходимо чередовать разные по содержанию и нагрузке
тренировочные занятия. Это будет способствовать лучшему усвоению упражнений.
Каждый период
преследует определенные задачи. Они сводятся в основном к следующему.
Подготовительный
период
Октябрь — ноябрь (2
месяца):
а) развитие и укрепление мышечных групп с
учетом требований
пожарно-прикладного спорта, работа над улучшением других качеств;
б) совершенствование техники работы с
пожарно-техническим вооружением.
Декабрь — январь (2
месяца):
а) укрепление двигательного аппарата,
развитие силы, быстроты, равновесия, выносливости;
б) совершенствование техники работы с
пожарно-техническим вооружением.
Февраль — март (2
месяца):
а) развитие скоростно-силовых качеств;
б) увеличение количества двигательных навыков.
Соревновательный
период
Апрель — июнь (3
месяца):
а) восстановление и совершенствование
техники работы с пожарно-техническим
вооружением на учебной площадке;
б) развитие скорости, силы и выносливости;
в) подготовка организма до высшей степени
работоспособности к началу основных соревнований.
Июль — август (2 месяца):
а) дальнейшее совершенствование техники в
условиях контрольных прикидок и соревнований;
б) развитие физических качеств;
в) улучшение спортивно-технических
показателей.
Переходной период
Сентябрь (1 месяц):
а) восстановление и укрепление организма;
б) дальнейшее повышение работоспособности;
в) составление плана очередного
спортивного сезона.
В месячных
планах подготовительного периода необходимо предусматривать 2—3 тренировки в
неделю со значительной нагрузкой по объему; в соревновательном периоде,
начиная с июня в недельную схему включаются 1—3 тренировки с высокой интенсивностью;
главная цель переходного периода — оздоровление спортсмена и поддержание его
работоспособности.
Составляя план
на неделю на отдельные занятия необходимо учитывать, что работоспособность
каждого спортсмена различна. Поэтому и физиологическая нагрузка не может быть
для всех одинаковой. На каждом занятии дозировка упражнений должна даваться с
учетом индивидуальных особенностей спортсменов, уровня их физического развития,
технических навыков.
В процессе
круглогодовой тренировки различают три степени тренированности: обычную,
повышенную и высшую.
Обычная
степень тренированности —
состояние слегка повышенной работоспособности организма. Оно, как правило,
приходит осенью после соревновательного периода.
Повышенная
степень тренированности — состояние, при котором организму
можно давать повышенные нагрузки. Спортсмен выступает на менее ответственных
соревнованиях (внутри коллектива, между коллективами), которые, как правило,
начинаются с апреля — мая. Такое состояние может сохраняться довольно, долго.
Высшая
степень тренированности — состояние наибольшей работоспособности
организма, что является следствием хорошей подготовки. Спортсмен отлично
владеет техникой, его нервная система подготовлена к спортивной борьбе. Такое
состояние нельзя, рассматривать как случайное или удачное сочетание ряда обстоятельств
— это закономерный итог тренировочной работы. Поддерживать организм в таком
состоянии можно длительное время. При этом необходимо соблюдать следующие правила:
1)
больше
участвовать в соревнованиях, чередуя особо ответственные с менее
ответственными;
2)
не
тренироваться при плохом самочувствии;
3)
после
каждой тренировки полностью восстанавливать силы;
4)
не
перегреваться на солнце и не увлекаться купанием;
5)
за
7—10 дней до соревнований уменьшить объем тренировочной нагрузки, не снижая
интенсивности;
6)
перед
соревнованиями отдыхать не более 1—2 дней;
7)
за
сутки до соревнований сделать разминку;
8)
«опробование»
учебной башни или полосы препятствий производить вполсилы;
9)
не
употреблять алкоголя, не курить.
Большое внимание
должен уделять тренер воспитанию силы
воли у спортсмена.
Основными
волевыми качествами являются: целеустремленность, инициативность и
самостоятельность, решительность и смелость, настойчивость и упорство,
выдержка и самообладание. Все эти качества проявляются, как правило, во
взаимной связи. Для спортсмена пожарно-прикладного спорта главные волевые качества
— смелость и решительность.
Составляя план
волевой подготовки, нужно исходить из индивидуальных особенностей спортсмена.
На тренировочных
занятиях важно развивать положительные волевые качества, укреплять уверенность
в своих силах. Легче всего это осуществить при работе на этапах, прикидках,
соревнованиях. Вместе с тем спортсмен должен знать свои слабые стороны. Для
этого необходимо чаще анализировать выполнение упражнения, подводить итоги
соревнований.
Переходной
период
у спортсменов высших разрядов занимает примерно один месяц. Обычно это
сентябрь.
В этот период
необходимо отдохнуть, укрепить свое здоровье и сохранить в определенной
степени физическую подготовку.
Основные
средства тренировки в данном периоде — физические упражнения, развивающие
силу, гибкость, координацию движений, выносливость. Полезно заниматься
штангой, гимнастикой, футболом, баскетболом, ручным мячом, бегать кроссы.
Выбор средств
для занятий в переходном периоде, естественно, зависит не только от
подготовленности занимающихся, но и от их возможностей, условий жизни и других
факторов. В переходном периоде анализируется также тренировочная работа за
прошедший год и составляется план на будущее.
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ
ХОДА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Для успешного
выполнения плана спортивной тренировки надо постоянно осуществлять
педагогический и врачебный контроль.
Педагогический
контроль осуществляется тренером, который следит за выполнением основных
положений перспективного плана, проведенными тренировками, соблюдением объема
нагрузок, выполнением контрольных нормативов по общефизической и специальной
подготовке, результатами, показанными на соревнованиях.
Педагогический
контроль позволит выяснить, насколько правильно был составлен перспективный
план тренировок и, в случае необходимости, даст возможность внести необходимые
изменения и добавления.
Основой
педагогического контроля за физической и специальной подготовкой спортсмена
должны быть соответствующие испытания, предусмотренные в перспективном плане.
Полученные
данные записываются в специальном журнале учета тренировок и в личном дневнике
тренера. Вместе с тем каждый спортсмен сам должен вести дневник. В нем
отмечаются дата, содержание и характер тренировки, количество попыток или этапов,
показанное время полностью или на этапах, данные самоконтроля (сон,
самочувствие, вес, аппетит и т. д.).
Врачебный
контроль осуществляется в период всего тренировочного процесса и включает в
себя проверку функциональных и структурных изменений в организме при спортивной
тренировке.
|